Как крупные брендинговые агентства противостоят кризису
Эксперты Ассоциации брендинговых компаний России рассказывают, как налаживали эффективную работу в дистанционном режиме, где находят лекарство от хандры и почему даже в сложных условиях можно найти возможность для развития бизнеса.
Мы перешли на режим удаленной работы за неделю до «команды сверху», как только у сотрудников возникло беспокойство за свою безопасность. Поскольку мы давно ведем все проекты через Планфикс (не реклама, а признательность), это не составило особого труда. Явный плюс — экономия времени, расстояние до рабочего места теперь — от кровати до стола. Но это и минус. Работаешь гораздо больше, нет триггеров остановиться.
Другой минус — не все клиенты так же легко переезжают на удаленные рельсы. Особенно критичен номер «подписант на удаленке», когда отказываются оплачивать сделанную работу по причине невозможности подписать счет. К счастью, таких пока не много. Надеюсь, масштаб проблемы по мере всеобщей адаптации будет сокращаться, а не расти.
Эффективность работы контролируется через систему управления проектами. В ней все видно: кто, что и когда делает или должен сделать. Если раньше это было таким технологическим лоском, теперь это единственно возможная форма организации. Нам только пришлось наладить удаленный доступ к рабочему серверу тем, у кого его не было. Теперь у нас в офисе трудится только один сотрудник — серверный шкаф.
Какие новые возможности может открыть кризис для «Артоники»? Первое — серьезно думаем о сокращении офиса, если удаленная работа не покажет явных негативных эффектов. Второе — я думаю, что наступает ренессанс венчурного капитализма. Перезапуск экономики после пандемической комы будет стимулировать рост числа и масштабов венчурных проектов. Здесь для качественного брендинга — широкое поле, если не сказать Клондайк. Мы уже работаем над новой моделью организации сотрудничества со стартапами, учитывающую специфику их финансирования. Уверен, очень скоро она будет востребована.
На тему возможностей есть поучительный клиентский кейс. Когда рухнули нефть и рубль, а пандемическая тревога начала расти, к нам обратился один из крупнейших производителей сантехники с идеей разработать ситуативную коммуникацию для мест продаж по всей России. Цель — стимулировать покупателей вкладывать дешевеющие деньги в полезные и долговечные товары (известный паттерн потребительского поведения). Гениально, подумали мы. И выразили готовность сделать эту работу в экстремальные сроки. Предложили цену +30%, что является нормальной практикой для срочных проектов. Заказчик ответил, что выделенный бюджет не на 30%, а в 30 раз (!) меньше. И дословно: «нам нужно что-то быстрое, на скорую руку и, возможно, даже не очень хорошее». Пришлось отказаться. Не берусь судить об их потерях, но окно возможностей закрылось на карантин вместе с местами продаж. Мораль — если у вас есть блестящая идея, отвечающая моменту, не губите ее посредственным исполнением.
В нашем агентстве на удаленке работают 2/3 сотрудников, остальные — в офисе с соблюдением всех мер предосторожности: на работу приезжают на своих машинах или такси (расходы оплачивает агентство), сидят в разных комнатах, пользуются санитайзерами. Мы никогда не работали в таком формате, это новая для нас система управления компанией. Стало гораздо сложнее: процессы растянуты по времени, не всем дизайнерам, менеджерам, стратегам комфортно работать дома. Мы оказались не совсем готовы технически: нагрузка на сервер выросла, пришлось срочно докупать мощности, дорабатывать собственную CRM-систему. Хотя через две недели всё потихоньку приходит в норму. Теперь видны и плюсы: некоторые элементы дистанционного управления будем использовать в посткризисное время.
Что касается нашей социальной позиции, то сейчас сложное для бизнеса время, и в середине марта DDVB анонсировало антикризисную акцию: предложило компаниям и стартапам прислать заявки на разработку бренда компании. Мы бесплатно выполним работу для тех, чьи идеи нам покажутся самыми интересными и кому это поможет легче пережить это время. Проект мы еще не выбрали – предложений очень много. Но предложения есть очень интересные. Когда все начали переходить на режим удаленной работы, в разы выросла нагрузка на онлайн-торговлю. С нагрузкой не справляются службы доставки даже самых крупных интернет-магазинов. Так вот среди авторов присланных заявок были стартапы, которые оперативно проанализировали «узкие места» и готовы предложить свое решение.
По поводу прогнозов... Я не готов сейчас их делать. Чтобы оценить перспективы нашей индустрии, нужно как минимум дождаться стабилизации. Но хочу напомнить всем: это не первый кризис, прорвемся.
Возможность работы не из офиса мы начали налаживать года два назад, к этому подтолкнул характер работы стратегического отдела. Стратеги много времени проводят у клиента и «в полях», поэтому им был нужен удалённый доступ к работе. Работа с фрилансерами тоже способствовала хорошей прокачке в дистанционном взаимодействии. Разумеется, полная изоляция – нечто совершенно иное, но пока вроде всё получается.
Для работы в новом формате используем стандартный набор инструментов. Basecamp — для проектной деятельности, Slack — для диалогов внутри команды, Whatsapp и Telegram — для клиентских чатов, AmoCRM — для контроля клиентской активности. Из необычного — Workpoint для ресурсного планирования, но эффективность этого инструмента пока под вопросом. Для связи — Zoom, но если клиентам удобно, переходим на Skype и Hangouts.
Сейчас проводим планёрки чаще — 2 раза в неделю, так как ситуация меняется очень быстро. По эффективности проектной деятельности успели заметить такой феномен: простые задачи стали решаться эффективнее, видимо, люди не отвлекаются и решают их чётче и быстрее. Но сложные задачи, требующие большого количества обсуждений, требуют теперь больше времени. Нехватка личного общения убивает важную часть качественной информации. Собраться в одной комнате и договориться намного проще, чем полемизировать по видеоконференцсвязи.
В прошлом году мы распробовали работу с диджитал-компаниями, научились находить общий язык, и нам очень нравятся результаты. Мы видим возможность добавить в нашу деятельность больше быстрых маркетинговых решений, очень нужных сейчас для рынка. Например, сегодня у клиента нулевая проектная стадия, а через месяц нужно тестировать новый упакованный продукт. Мы знаем, как это делать, и сейчас работаем над тем, чтобы обеспечивать качество, соответствующее уровню нашего агентства.
Если разобраться, сейчас лучшее время для заказа креативных решений. Профессионалы стали сговорчивее, а то, что мы производим, имеет длинный срок годности. Визуальные системы, объясняющие ролики, и упаковки работают несколько лет, а для команды клиента сейчас это классный способ почувствовать себя нужными, вдохновиться и принести пользу компании. Созидание — лучшее лекарство от хандры.
Мы сделали шаг в онлайн очень быстро, пока я не чувствую потери эффективности. Помогло то, что мы давно экспериментировали с этим форматом: есть хорошая система менеджмента, облака, доступы. Но рано или поздно мы почувствуем проблемы,и они будут следствием нескольких причин: - рушатся все логистические цепочки и бизнес-модели из-за исключения из процессов большого количества людей (карантин) и изменения форматов взаимодействия;- психологически очень сложно выдержать «домашнее заключение»и быть при этом эффективным — домашние конфликты и общий дискомфорт; - многие компании не переживут остановку деятельности, что приведёт к резкому сокращению бизнес-активности и ухудшению бизнес-среды. Я наблюдаю ситуацию с точки зрения двух совершено разных бизнесов, которыми управляю в нескольких странах. Как совладелец международной компании Yummy United, оперирующей в России и в Европе, я понимаю: карантин в Европе рано или поздно снимут, люди вернутся в магазины, предприятия запустят конвейеры и начнут быстро компенсировать убытки. Какие-то компании малого и среднего бизнеса закроются, но для восстановления есть главное условие — система не разрушена. Нет сомнений, что в сентябре мы вернемся в нормальный режим, а субсидии бизнесам, льготы по налогообложению хотя бы в какой-то степени сгладят наши потери. В России ситуация иная. Yummy United выживет, ведь наш партнер—торговая сеть «Магнит». Выживет иMildberry, наши заказчики – крупные компании, которые всегда используют кризис как возможность стать еще крупнее, сильнее. Мы всегда находились в зоне кризиса и привыкли из него выходить, кстати, без помощи государства и часто вопреки ему. Но принципиальное отличие этого кризиса для меня в том, что нет времени начинать все с начала. Приходится быть более прагматичным. Это вносит лишнюю негативную эмоцию, хотя, как опытный предприниматель, я умею себя мотивировать.
Ключевое —мы активно работаем. Поначалу на удалённую работу перешла лишь малая часть сотрудников. Прежде всего те, кто по разным причинам опасался, что их состояние здоровья может повредить коллегам. Но было очевидно, что полный переход на удалёнку не за горами, поэтому мы заранее подготовились, обеспечив всем доступ к нашему серверу, почте, Zoom и другим каналам связи.
Ведение проектов у нас осуществляется в режиме онлайн через собственную CRM-систему. Она позволяет планировать время работы по каждому проекту, загрузку каждого участника, объем и сроки сдачи проекта. Уровень горизонтальной самоорганизации в Brandson высокий. Со многими клиентами мы и ранее общались удалённо, потому что они разбросаны по всей России и Европе. Нам не привыкать проводить стратегические сессии, брифинги и подачи в таком формате. Эффективность работы всё так же измеряется полученным результатом и денежными поступлениями —отследить всё очень легко.
Безусловно, экономическая нестабильность налицо, но есть отрасли, которые оказались в выигрыше. Например, IT-компании, разрабатывающие дистанционные решения, застройщики, фиксирующие всплеск сделок. Мы отслеживаем такие процессы и предлагаем точечные эффективные решения, которые не требуют капитальных вложений. Это именно то, что сейчас нужно. Часть заказов приходится на антикризисные коммуникации, и здесь помогают краткосрочные тактические планы минимизации негативного эффекта. Мы стараемся оседлать большую волну, чтобы видеть дальше и делать больше в условиях, когда бизнес сжимают железными рукавицами новые указы.
Денис Ким, исполнительный директор CORUNA BRANDING, член Cовета АБКР
Нам было не сложно переходить в онлайн. Агентство 3 года работает по проектной системе: нет обязательств приходить в офис к конкретному времени, не фиксируется время нахождения на рабочем месте. Но у команды есть четкое понимание задачи и результата.
Самая большая проблема — настроить удобный доступ до серверов и архивов компании, чтобы работа продолжался без дополнительных «костылей». В остальном — мы уже переходили в режим удаленной работы, многие сотрудники к этому адаптированы.
Для постановки задач и ведения проектов используется система Планфикс. Коммуникации с клиентами ведутся по электронной почте и скайпу. Поменялась только геопозиция, теперь мини-офисы CORUNA BRANDING по всему Санкт-Петербургу и даже в Крыму.
В новых реалиях необходимо лучше контролировать каждый процесс. Нам помогают ежедневные пятиминутные собрания, чтобы «померить пульс» себе и клиентам. В чем минусы?
Не хватает живого общения и эмоционального контакта, это почувствовали в первую же неделю. Почти сразу же появились новые традиции — еженедельно собираться всем коллективом на видеоконференции, фотографировать свои рабочие места, домашних животных, каждый день писать в чат «доброе утро», предлагать музыкальные подборки.
Брендинговый продукт подразумевает эмоциональное наполнение результатов нашего труда, важна энергетика команды. Её чувствуешь, когда видишь глаза коллег, эмоции, ощущаешь климат в коллективе, вовлеченность в работу. По видеосвязи это сделать сложно. В таких условиях эффективно работать смогут те, кто дисциплинирован, кто всегда работал над сплочением команды, с самого начала донес основные ценности своей компании.
Нужно пережить эту ситуацию правильно. Воспользоваться ее преимуществами: общаться с семьёй, уделить внимание дому и дорогим людям. Потом возвращаться к профессиональному общению, атмосфере, когда глаза горят во имя общей идеи. Все-таки генерация идей рождается в более тесном контакте.